Как считает Олег НЕТЕРЕБСКИЙ, руководитель Департамента труда и занятости населения Москвы, желающих радикально сменить профессию мало, в основном осваивают смежные профессии: «И это правильно, поскольку обучение лучше дается на базе существующего образования. Хотя есть и примеры кардинальной смены деятельности, чаще среди людей в возрасте за тридцать, которые уже утратили некоторые амбиции и стали больше ценить стабильность: обучаются в том числе различным профессиям в системе ЖКХ, где зарплата не так уж мала – от 45 тысяч рублей.
На московской бирже труда можно бесплатно получить новую профессию, зарегистрировавшись в статусе безработного. В списке из более ста профессий - преимущественно те, которые пользуются спросом на рынке труда. Обучение проводят организации, выигравшие тендер, среди критериев в том числе готовность максимально способствовать трудоустройству выпускников после обучения.
В этом году тендер выиграло 21 учебное заведение. Кого только нет в этом списке – и МВТУ, и Институт усовершенствования врачей, и Финансово-юридическая академия, и собственный учебный комбинат Департамента труда и занятости, где обучают рабочим профессиям.
В прошлом году план по переобучению безработных был 4750 человек, по факту обучено более 8 тысяч в связи с ситуацией на рынке труда. В этом году план по обучению – более 18 тысяч безработных. Еженедельно направляется на переобучение порядка 600 безработных.
Коэффициент вторичной явки в службу занятости среди переобучившихся – 1,5%, то есть фактически все трудоустраиваются, причем по Москве эта цифра существенно выше по сравнению с другими городами РФ».
Схема направления на переобучение обычно такая: сначала человек ходит на собеседования, при нескольких неудачах подряд ему предлагается проконсультироваться с нашим психологом, так как, возможно, он просто не умеет себя подать (в прошлом году услугами психологов биржи труда воспользовались более 180 тысяч человек). Если далее опять идут отказы, говорится о переобучении, естественно, при инициативе кандидата.
Во время кризиса служба занятости начала работать на опережение: появилась практика направлять на переобучение или повышение квалификации не безработных, а работников предприятий, испытывающих финансовые трудности и в связи с этим массово сокращающих персонал. Обычно перед этим стороны договариваются о трудоустройстве с предприятием, готовым впоследствии взять людей на работу. В прошлом году таким образом нашли свое место под солнцем около 2,5 тысяч москвичей.
К сожалению, если говорить о РФ в целом, россияне не очень мобильны и редко готовы к переезду в иную местность ради получения работы. «Но их можно понять: они готовы к работе вахтовым методом, временному переезду, но «вырывать корни из земли» не хотят. Эта проблема касается в основном моногородов», - говорит глава биржи труда.
Анна ИМАС, директор по продуктам группы компаний HeadHunter: «Само по себе наличие второго, третьего образования или дипломов о пройденных тренингах мало влияют на востребованность того или иного специалиста. А МВА-диплом сейчас скорей является даже негативным фактором, по опросам работодателей, поскольку зарплатные ожидания их обладателей завышены, и они меньше нацелены на результат, чем кандидаты с образованием «попроще».
Из позитивных трендов, названных HeadHunter: коэффициент откликов – 30 на одну вакансию – приближается к докризисному (год назад эта цифра была 240). Также в этом году по сравнению с прошлым более чем на 20% выросла востребованность специалистов масс-медиа и медицинского и фармрынков.
«В то же время мы не наблюдаем массового оттока людей из одних профессиональных областей в другие, - констатирует Анна Имас. - Тот же банковский сектор, который сильно пострадал в кризис, сейчас снова набирает кадры. Люди готовы в течение некоторого периода люди сидеть без работы, но потом вернуться в ту же индустрию. Нас удивило, что всё же существует пласт людей, которые во время кризиса переквалифицировались и ищут работу в качестве домашнего персонала.
По нашим опросам, более 50% офисных сотрудников ненавидят свою работу и мечтают ее сменить, но мало кто решается это делать. Имеет ли смысл радикально менять профессию? Всякое бывает, но я – за то, чтобы находить себя в смежных областях. Вспомним известную с советского времени схему профориентации «человек-техника», «человек-знаковые системы» и т.п: безработный журналист или пиарщик («человек-человек») может найти себя в продажах, преподавании».
Какие профессии наиболее востребованные и с каких профессий чаще всего переучиваются?
Олег Нетеребский называет самые популярные и среди работодателей, и среди соискателей из списка тех, по которым можно пройти обучение на бирже: бухучет и аудит, инспектор отдела кадров со знанием 1С, веб-дизайн, менеджмент офиса, парикмахер широкого профиля, повар, продавец-консультант, электрогазосварщик.
«Лидируют по спросу на рынке рабочие профессии, но мало желающих, хотя, например, квалифицированный токарь зарабатывает до 100 тысяч рублей в месяц. Кроме того, мешает такая проблема, как предпочтение работодателями гастарбайтеров за то, что им можно меньше платить. К сожалению, в социуме лоббируются больше интересы собственника, а не соискателя. Пора «священную корову» в лице работодателя ставить на место», - уверен Нетербский.
Бывает, что предприятия в связи с трудным экономическим положением высвобождают массу персонала, и тогда служба занятости содействует тому, чтобы эти люди, уже имеющие специализацию, прошли переобучение или повышение квалификации, уже под запрос конкретного предприятия, готового их взять. Но в первую очередь невостребованы на рынке труда надстроечные профессии, то есть такие, без которых в период кризиса можно обойтись.
Одно время был пик высвобождения секретарей и специалистов, которые в обиходе называют «офисным планктоном». Слишком много сейчас на рынке пиарщиков, журналистов, специалистов, оказывающих различные консультативные услуги, рекламистов, экономистов и юристов из «слабых» вузов, и по этим профессиям устроиться проблематично. В прошлом году 110 выпускников, которые пришли к нам сразу после окончания вуза, не смогли найти работу по профессии, и в МЦТиЗ вынуждены были направить их на переобучение. Чуть меньше было выпускников ПУ – 75 человек, но там была другая причина – они хотели поменять профессию.
Нетеребский опроверг мнение, что «в Москве не берут на работу после 45 лет». По данным московской службы занятости, люди в возрасте не так уж плохо трудоустраиваются – них высокая квалификация и самодисциплина. По этой же причине хорошо трудоустраиваются отставные офицеры.
Александр КВИТКО, руководитель ассоциации выпускников Московской академии государственного и муниципального управления: «МАГМУ занимается в том числе профессиональной переподготовкой военнослужащих, увольняемых в запас. С нашей помощью они осваивают профессии в сфере государственного и муниципального управления: специалисты по персоналу, юристы, бухгалтеры - всего более 70 учебных программ. Иногда оказываем помощь в организации собственного малого бизнеса. 90-95% после нашего обучения трудоустраиваются, сами или с нашей помощью. На Западе есть хороший закон, обязующий каждого собственника держать в штате определенный процент бывших военных, жаль, что у нас не так».
Естественно, тяжело трудоустраивать инвалидов. Сам Олег Нетеребский уверен в их трудовом потенциале: по его словам, глухонемых уже начали в Москве брать на работу, без всякого государственного нажима – у них тоже высокая самодисциплина и порой отдача лучше, чем у здоровых работников. Например, инвалиды зрения работают в call-центре в несколько раз эффективней зрячих.